5 самых распространенных заблуждений о Римской империи

With
Комментарии к записи 5 самых распространенных заблуждений о Римской империи отключены

Римская цивилизация оставила глубокий след в истории, науке и культуре различных народов и во многом определила облик современного мира. Несмотря на многочисленные археологические находки и опубликованные научные работы, содержащие описание как политической, религиозной и общественной жизни крупных исторических деятелей, так и повседневность обычных римлян, античную империю и ее обитателей по-прежнему окружает ореол заблуждений, навеянный кинематографом, художественной литературой и компьютерными играми.

Римская империя

Заблуждение о гладиаторах

Гладиаторские бои являются трансформацией похоронных игр, проводившихся родственником умершего, чтобы почтить его память. Вопреки распространенному заблуждению, в школы гладиаторов продавались не только молодые и сильные рабы и отправлялись выходцы из низшего сословия. Хотя основной контингент бойцов составляли плебеи, нередко в гладиаторские школы приходили представители знатных семейств, привлеченные специфическим образом жизни идущих на смерть (точнее, окружавшим его романтическим флером), жаждавшие славы и женского обожания. Представители пленных народов, пригоняемые для участия в триумфе полководца, также становились частью гладиаторских боев: их выпускали на арену в первый день игр для сражения с дикими животными, а оставшихся после этого в живых заставляли сражаться между собой.

Гладиаторские бои

Несмотря на расхожее мнение, в гладиаторских боях участвовали не только бойцы-мужчины, но и женщины – гладиатрисы. В отличие от мужчин, обмундирование которых зависело от типа бойца-гладиатора (ретиарий, фракиец, мирмиллон и пр.), женщины всегда сражались обнаженными по пояс, вооруженные мечом и щитом. В качестве защиты они использовали шлемы и наголенники. По окончании боя женщина снимала свой шлем, чтобы зрители имели возможность увидеть ее лицо. Представительницы прекрасного пола тренировались отдельно от мужчин и сражались только друг с другом. Выигрывая бои и получая доход, женщина могла выкупить у ланиста свою свободу и зажить независимой жизнью вдали от кровавого песка арены. Наиболее известными гладиатрисами, сведения о которых сохранились до наших дней, являются Амазонка и Ахиллия.

гладиатрисы

Еще одно заблуждение о гладиаторах связано с жестами, решающими судьбу поверженного бойца. Согласно ложному представлению, император и толпа зрителей могли приговорить гладиатора к смерти, опустив большой палец вниз, или даровать ему жизнь, подняв его вверх. Источником этого заблуждения является известная картина французского художника Жана-Леона Жерома «Pollice Verso». В действительности плоская ладонь означала пощаду, а закрытая – смерть. Согласно другой распространенной версии, помилование проигравшему даровалось сжатым кулаком, символизировавшим меч, спрятанный в ножны.

помилование проигравшему

Гладиаторские бои не заканчивались обязательной смертью бойцов, как показано во многих художественных фильмах на историческую тематику. Во-первых, каждый боец обходился очень дорого – его нужно было тренировать, кормить, обеспечивать надлежащим медицинским уходом и хорошим обмундированием. На именитых гладиаторах содержатели школ зарабатывали большие деньги, поэтому они были заинтересованы в долгой жизни и успешных выступлениях своих бойцов на арене. Во-вторых, основная цель гладиаторских боев – это увеселение зрителей, поэтому сражение, особенно профессиональных гладиаторов, больше напоминало красочный спектакль, чем смертельную схватку.

Заблуждение об одежде

Широко растиражированный образ древнего римлянина – суровый задумчивый мужчина зрелых лет, одетый в тогу и сандалии. Тоги действительно носили только мужчины, однако облачались они в них лишь по особым случаям, таким как свадьбы, государственные праздники и гладиаторские бои. По крою и внешнему виду тоги можно было безошибочно определить статус ее носителя. Так, пурпурную тогу имел право надевать лишь император. В тоге было крайне неудобно передвигаться. Кроме того, знатный патриций был не способен облачиться в нее самостоятельно, поэтому рабов, занимавшихся одеванием хозяина, специально обучали технике завязывания тоги. В качестве повседневной одежды римляне носили туники из натуральных тканей, таких как лен и шерсть. По длине туники также можно было определить социальный статус ее носителя: чем короче она была – тем ниже положение человека в обществе.

Что же касается сандалий, то они считались исключительно домашней обувью, поэтому их ношение в общественных местах было признаком дурного тона. В повседневной жизни мужчины-горожане носили кожаные ботинки, солдаты и крестьяне – калиги (особый вид сапог).

одежда

Заблуждение об образе жизни

В общественном сознании римляне – постоянные завсегдатаи шумных пиров, проводящие большую часть жизни в веселых празднествах, прославляющих победы над имперскими врагами, приуроченных к определенному сезону или посвященных богам. На самом деле жизнь римского общества строилась на жестких моральных принципах, таких как честность, бережливость, искренность, скромность, готовность служить всеобщему благу.

В продолжение темы пиров следует отметить еще одно заблуждение, касающееся особых помещений – вомиториев, строившихся якобы для того, чтобы пресытившиеся блюдами римляне могли опорожнить содержимое своего желудка и снова приступить к трапезе. Вомитории существовали, однако их функция была совершенно иной – они представляли собой коридоры, через которые люди выходили из главного зала.

образ жизни

Заблуждение о языке

Считается, что латынь – это основной язык общения древних римлян, однако это не совсем так. Латинский был официальным языком, на котором велась документация и деловая переписка, а также готовились судебные выступления. Более того, латинский язык не был однороден и имел огромное количество наречий и местных диалектов. Римская знать говорила на греческом, а на подчиненных территориях сохранялся родной язык.

латынь

Заблуждение о нацистском приветствии

Вопреки распространенной идее, т. н. «нацистский салют» (жест, которым активно пользовались при приветствии жители фашистской Германии и последователи соответствующей идеологии) не зародился в Римской империи. Так же, как и в случае с большим пальцем гладиаторов, этот миф происходит из искусства. На картине Жака-Луи Давида «Клятва Горациев» изображена сцена принесения священного обета тремя солдатами, вытянувшими вперед руки в похожем приветствии. Первоначально «нацистское приветствие» было придумано последователями Муссолини, считавшими себя наследниками Римской империи, а впоследствии заимствовано и популяризировано Гитлером.

Клятва Горациев

Заблуждения о Римской империи искажают реальную историческую картину жизни античных людей, хотя и делают ее более красочной и захватывающей. Тем не менее, для объективного восприятия исторического прошлого следует активно их развенчивать.