Появление заочного обучения в СССР как борьба с безграмотностью

With
Комментарии к записи Появление заочного обучения в СССР как борьба с безграмотностью отключены

Заочное обучение — сочетание самообучения и очных занятий. Повышение квалификации, получение диплома без отрыва от работы и семейной жизни создает условия для самореализации и саморазвития взрослых людей. Значимость образования возрастает в кризисные, нестандартные периоды развития общества.

Появление заочного обучения в СССР как борьба с безграмотностью

Становление

Заочное обучение становится доступным с конца XIX века. Форма — экстернат. Университет не помогает подготовке студента. Изучается материал самостоятельно. Обучались умные, целеустремленные люди. Пример — В. И. Ульянов. После отчисления из Казанского университета самостоятельно изучил курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета, получил диплом после прохождения аттестации.

В начале XX в России, по данным переписи 1897 года, грамотой владеют 24% жителей. Повышение уровня грамотности начинается после Октябрьской социалистической революции. В конце 1919 года публикуется закон «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Масштабный и уникальный образовательный социальный проект — достижение Советской власти. В кампанию вовлекается масса людей. Задачи: научить чтению и письму, освоить советскую терминологию, научиться грамотно выступать, взаимодействовать с властью, сформировать политическое мировоззрение. Наряду с получением знаний человек обязан поддерживать политику Советского государства.

Появление заочного обучения в СССР как борьба с безграмотностью

Средства

Острая нехватка грамотных идеологов требует ускоренной подготовки квалифицированных людей. Выход — заочное обучение. Курсы запускают при Московском, Ленинградском университетах, сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, механическом институте имени М. В. Ломоносова.

В борьбе с неграмотностью применяют методы:

рабочие клубы;избы-читальни;рабфаки;библиотеки;кружки;экскурсии.

Популярность завоевали лекции. Читаются на такие темы: вопросы социализма, коммунизма, изменения техники, небесные тела.

Учебные заведения оказывают методическую помощь. Печатается литература. Создан внешкольный отдел, которым руководит Н. К. Крупская. Издается сборник статей: «Организация самообразования», «Памятка занимающемуся самообразованием». Упор — овладение знаниями без отрыва от труда, основа саморазвития — систематическое чтение.

Появление заочного обучения в СССР как борьба с безграмотностью

Развитие

В дальнейшем заочные курсы развиваются стремительно. Постепенно внедряются программы средних и высших учреждений. Увеличивается количество кадров для достижения целей индустриализации. Приоритетами становятся связь с практикой, умение учиться, формирование мыслительных операций. 29 августа 1938 года основы законодательно закреплены в Постановлении СНК СССР «О высшем заочном обучении». Закреплен перечень специальностей и заочных вузов.

Кампания по борьбе с неграмотностью продолжалась 20 лет (1919–1939). Перепись 1939 года показала, что уровень грамотности составляет 81,2%. Армия добровольцев подготовлена для массовой ликвидации безграмотности. Заочное обучение занимает твердые позиции и становится частью системы образования. Страна решает кадровые проблемы и выходит на лидирующие позиции в мире.